Троица – день рождения Церкви

Сегодня празднуем День Святой Троицы. Христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях. То, что было бы абсурдом для математики, является краеугольным камнем веры. 1=3 и 3=1 – это и есть тот единственный случай, когда возможно такое тождество. Невозможно приобщиться к тайне Троицы, пока ум не сделался просветленным и преображенным. Сошествием Святого Духа на апостолов утверждена Христова Церковь. Апостол Павел наименовал Церковь телом Христа: «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы и свободные, и все наполнены одним Духом… и вы – тело Христово, а порознь – члены».


Сегодня, в нарочитый день Святого Духа, первый день существования Церкви Христовой на земле, Слово Божие дает первое наставление, как жить в Церкви, в этом сообществе верных, призванных, искупленных и освященных Богом. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали: «Смотрите, – говорит Господь, – не призирайте ни одного из малых сих». Ясно, что для Господа «малых» нет, и Он хочет, чтобы и мы это помнили. Господь говорит и о великой пользе того, что мы вместе, в Единой Церкви. Единство же Церкви не мнимое, не иносказательное, – как говорит А. С. Хомяков, – но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в живом теле. Еще мы услышали сегодня призыв Господень об обличении соблазнителей, но обличать только наедине, чтобы в присутствии свидетелей обличение не показалось слишком тяжким. Мудрые люди так советуют начинать подобные разговоры: «Прости меня, брат, – меня смущает то-то и то-то…» Если брат сознается в своем грехе, осудит самого себя, – приобрел еси брата твоего. Заметьте, не сказал: ты достаточно отмстил ему, но: приобрел, – показывая, что от вражды происходит вред тому и другому. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет это так: «Оскорбивший тебя, от гнева и стыда, находится как бы в усыплении; а ты здоровый и должен прийти к больному, и для того, чтоб врачевство твое скорее могло быть принято, ты должен производить суд не публично». Мы обычно поступаем наоборот: с самим согрешившим промолчим, а сразу найдем «одного или двух», чтобы в разговоре с ними дать волю осуждению и негодованию. После чего пойдем и донесем начальству.
Далее, так сказал Спаситель: «идеже бо есте два или трие собрании во имя Мое, ту есмь посреде их». Слова его имеют такой смысл: « Если кто поставляет Меня за первое основание любви к ближнему и если притом имеет другие добродетели, с теми Я буду находиться вместе». Ближнего нужно любить ради Христа, а не ради себя и не ради ближнего. Если же мы соединены между собой житейскими выгодами, то каждая потеря денег, обида или зависть, или другое что подобное легко разрушает их любовь, не имеющую духовного корня. Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна и непобедима.
Таковы первые наставления в день учреждения Церкви. Христианин приобщается к тайне Троицы через покаяние, то есть всецелое изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего нашего существа. Сердечно поздравляю всех с праздником. Будем достойными носителями образа и подобия Божия.
О. Сергий Киркач

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *